Этот концерт – дань памяти талантливому и малоизвестному ленинградскому композитору Нико-лаю Малаховскому (1892-1942).
«Николай Александрович Малаховский — безвременно скончавшийся в Ленинграде зимой 1942 года, принадлежал к числу высокоодарённых и высококвалифицированных композиторов... Необы-чайная природная скромность, а также особая склонность к работе на Радио послужили причиной того, что Н. А. Малаховский с самого начала своей композиторской деятельности избрал себе мало-заметную область прикладной композиции — иллюстрацию радиоинсценировок...» — писал летом 42-го в Ташкентской эвакуации учитель Николая Александровича, профессор Ленинградской консер-ватории Штейнберг.
Действительно, по воспоминаниям современников это был необычайно скромный и интеллигент-ный человек, несмотря на свои великолепные физические данные (был высок, строен, красив, пере-плывал Неву туда и обратно), два высших образования (до революции окончил историко-философский факультет университета) и боевое прошлое (с 19-го по 21-й воевал на Латышском, Польском и Кавказском фронтах). Эта скромность, а также блокадная и послевоенная разруха послу-жили причной того, что музыка Николая Малаховского практически неизвестна современному слу-шателю. Таков удел почти всех, чьи имена выбиты на мемориальной доске Союза композиторов, по-священной членам союза, погибшим в блокаду, – только живые могли донести свою музыку до пуб-лики. Большая часть нотного наследия Николая Александровича была утрачена в осажденном городе.
Из-за утраты значительной части нотных рукописей вклад композитора в развитие русской музы-ки сейчас сложно оценить, хотя известно, что он принимал активное участие в деятельности четверь-тонового кружка, действовавшего в Петроградской консерватории в 20-е годы, составляя вместе с Георгием Римским-Корсаковым (внуком Н. А. Римского-Корсакова) и Александром Кенелем его композиторскую секцию. Высокие оценки современников получила его «Симфониетта» для фисгар-монии, арфы и двух настроенных в четверть тона роялей (1925).
Возрастающий в последнее время интерес к музыке 20-х, 30-х годов прошлого века позволяет по крупицам восстанавливать и доносить до слушателя казалось бы безнадежно канувшие в Лету произ-ведения. Фильм 1931 года «Снайпер» с музыкой Николая Малаховского внезапно обретает популяр-ность в интернете. В перербургской филармонии звучит его соната для трубы и фортепиано. И вот, в Доме композиторов, исполнят сразу несколько восстановленных по семейным архивам опусов — со-ната для фортепиано, вокальные сочинения для сопрано и баритона и чрезвычайно интересное скерцо для флейты и струнного квартета «У станка».
Во втором отделении будет исполнена вокальная музыка внучки Николая Александровича, члена Союза композиторов Санкт-Петербурга Владиславы Малаховской. Её отцу, Владимиру Николаевичу, ныне доктору наук, профессору Военно-медицинской академии, было всего 3 года, когда он лишился своего отца. В память о нем он приложил громадные усилия, чтобы дочь получила соответствующее образование и смогла продолжить дело деда.
Заочный диалог через поколение, звучащий на универсальном языке музыки, и предстоит услы-шать посетителям концерта.
В концерте участвуют блестящие музыканты — Олеся Петрова, Николай Мажара, Александра Кабанова, Алексей Иванов, Полина Прокофьева, Сергей Осколков-младший, ансамбль «Арт-контраст», «Авангард-квартет».
Ведёт концерт доктор искусствоведения, профессор Владимир Гуревич.
За дополнительной информацией обращаться: kppt@bk.ru (Культурный проект «Петербургская традиция»)
Программа концерта:
I отделение
Николай МАЛАХОВСКИЙ (1892-1942)
«Закат» (слова З. Дорофеева)
«Песня русалок» (слова А. Пушкина)
«Осень» (слова А. Майкова)
Исполняют: Александра КАБАНОВА (сопрано), Александр ГАВРИЛЮК (ф-но)
Соната для фортепиано
1. Allegro
2. Scherzo
3. Nocturne
4. Finale
Исполняет: Николай МАЖАРА (ф-но)
«У станка» скерцо для флейты и струнного квартета
Исполняют: Полина ПРОКОФЬЕВА (флейта), «АВАНГАРД-КВАРТЕТ» в составе:
Михаил КРУТИК (скрипка), Виктория ВЕЛЬКОВА (скрипка), Игорь ТЕХТЕЛЕВ (альт),
Елена ГРИГОРЬЕВА (виолончель)
II отделение
Владислава МАЛАХОВСКАЯ (р. 1969)
«И вот одна осталась я...»
пять стихотворений Анны Ахматовой для меццо-сопрано и фортепиано
Исполняют: Олеся ПЕТРОВА (меццо-сопрано), Сергей ОСКОЛКОВ-мл. (ф-но)
Три романса на стихи Алексанра Блока для мужского голоса и камерного ансамбля
Исполняют: Алексей ИВАНОВ (баритон), ансамбль «АРТ-КОНТРАСТ» в составе:
Александра МИЛЮТИН (балалайка прима), Татьяна ПОТЁМКИНА (малая домра),
Екатерина ШИРОКОВА (альтовая домра), Анна ТОПОРКОВА (басовая домра),
Антон СТАЧЁВ (баян), Сергей ФЕДОСЕЕНКО (контрабасовая балалайка)
Три песни на стихи Галактиона Табидзе для меццо-сопрано и камерного ансамбля
Исполняют: Олеся ПЕТРОВА, ансамбль «АРТ-КОНТРАСТ»
Начало в 19 часов.
|