Премьера кантаты "Ксения Петербургская" прошла в Святодуховском центре Александро-Невской Лавры 6 февраля - в день памяти небесной покровительницы Санкт-Петербурга.
«Вода живая. Санкт-Петербургский церковный вестник»
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) – о прошедшей премьере, 07.02.2008 :
(http://news.aquaviva.ru/news/date/2008-02-07/id/479/)
Премьера кантаты "Ксения Петербургская" прошла в Святодуховском центре Александро-Невской Лавры 6 февраля - в день памяти небесной покровительницы Санкт-Петербурга.
Первое в русской классической музыке произведение, посвященное блаженной Ксении, прозвучало в исполнении Петербургского камерного хора под управлением заслуженного деятеля искусств Николая Корнева. Зал был переполнен - части зрителей не хватило мест, и им пришлось стоять на балконе. По приглашениям на бесплатный благотворительный концерт пришли пожилые прихожане петербургских храмов, участники войны, блокадники - для них это была редкая возможность стать свидетелями настоящего музыкального праздника в честь столь любимой в народе святой. Собравшихся приветствовал наместник Лавры архимандрит Назарий. Он рассказал о некоторых памятных эпизодах жития Ксении, подчеркнув ее особую роль в судьбе северной столицы города: если святой Александр Невский во все времена являлся ратным защитником града Петрова, то блаженная Ксения - заступница и предстательница каждого его жителя, который с верой и горячей молитвой взывает к ней о помощи. Высокий жанр кантаты был выбран композитором Владиславой Малаховской, чтобы выразить идею подвижничества ради ближнего, которым прославилась святая Ксения. Эту идею старались подчеркнуть в поэтических текстах к сочинению Галина Илюхина и Тимур Кекиликов. Работа продолжалась более двух лет, были изучены жизнеописания святой, бытовые особенности Петроградской стороны, где она жила. Авторы обращались за консультациями к клирикам Санкт-Петербургской епархии. Кантата состоит из пяти частей: "Свадьба", "Юродивая Христа ради", "На рынке", "Покаяние и молитва", "Радуйся, Ксения Блаженная!". Выстроенные в драматургическую линию картины из жизни святой раскрывают высокий смысл человеческого страдания: пройдя через собственную скорбь, блаженная выбрала путь служения людям.
"Наше произведение - светское, обращенное как к верующим, так и к неверующим, мы пытались взывать к прекрасному и вечному в душах слушателей. Почему мы обратились к святой Ксении? Ведь именно к ней, подчас единственной нравственной опоре в наше тяжелое время, прибегают люди в бедах и несчастьях", - отметила в беседе с корреспондентом "Воды живой" Владислава Малаховская. Она рассказала, что, читая житие Ксении, искала главные темы кантаты, на которых следовало сделать акцент, и поняла, что это скромность, нестяжательность и жертвенность. Добродетели, которые несла святая, по мнению композитора, "наиболее актуальны в наше время, когда материальные ценности довлеют над сокровищами духа". В работе ее вдохновляли духовные шедевры Дмитрия Бортнянского и Сергея Рахманинова, но кантата написана современным музыкальным языком. Владислава Малаховская - внучка композитора Николая Малаховского, погибшего в блокадном Ленинграде. Выпускница Санкт-Петербургской консерватории закончила класс выдающегося современного мастера Сергея Слонимского. Молодой композитор сама занимается музыкальной педагогикой. Обратившись к сочинительству, она выбрала для себя церковные, исторические и военные темы, связанные с ее родословной.
C разрешения © - "Вода живая", 07.02.2008
|